ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
Литературная гостиная,
посвящённая двухсотлетию
со дня рождения А.Н. Островского
Великий драматург русской сцены
Познакомить учащихся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность
За свою почти сорокалетнюю жизнь в искусстве А. Н. Островский встречался со многими людьми. Среди них писатели - Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Герцен, Тургенев, Добролюбов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Писемский... Композиторы - Чайковский, Ипполитов-Иванов, Серов... Длинная вереница актеров от великого Щепкина и Прова Садовского до безвестного провинциального актера на вторые и третьи роли... Были и друзья среди них, были и идейные противники, были и просто недоброхоты. И каждый оставил свой след в жизни великого драматурга, и сам Александр Николаевич в жизни каждого из них прошел заметным, а то и замечательным явлением. Он был человеком огромного ума, таланта и обаяния...
(Звучит музыка вальса)+ на слайде появляется портрет драматурга
Учитель: Всем добрый день. Приглашаю вас в литературную гостиную, где нас ждет встреча с творчеством великого русского писателя, драматурга второй половины 19 века Александра Николаевича Островского. Я думаю, что сегодняшнее мероприятие будет действительно добрым. Ведь бессмертные творения великого драматурга во все времена могут дать урок мудрости, нравственности и доброты…. Итак, мы начинаем! (Звучит музыка! Ведущие читают стихи).
Ведущий 1: Идут года, пришла пора другая,
Но вновь в театре стон стоит;
Полусмеясь, полурыдая
На сцену зритель вновь глядит.
Ведущий 2: И с нами драматург великий
О правде жизни говорит,
Но это правда не похожа
На правду прежнюю ничуть:
Она и проще, но дороже…
Дай ей самой здоровья, Боже
Пошли и впредь счастливый путь!
Ведущий 3: Творец, глашатай этой правды,
Нас миром новым окружил,
И новое сказал он слово,
Хоть правде старой послужил.
Ведущий 4: Вот отчего театра зала
От верха донизу одним
Восторгом вновь затрепетала….
Ведущий 1: Александр Николаевич Островский говорил: «Жизнь моя принадлежит театру…»
Для этого утверждения у писателя –драматурга были все основания.
Своей вершины русский театр 19 века достиг благодаря творчеству А.Н.Островского. Русская сцена перестала нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что появился свой богатый, насыщенный репертуар.
Принято считать, что Александр Островский создал:
- 47 оригинальных пьес;
- 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами;
- 22 пьесы он перевел с итальянского, испанского, французского, латинского языков. Ему принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони;
- В пьесах Островского 728 персонажей, не считая персонажей «без речи»
Ведущий 2: Еще раз напомню, что почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга и заняли прочное место в репертуаре театров. Александр Николаевич писал в начале 70-х годов: « Нет дня в году, чтобы в пяти-шести театрах не шла моя пьеса». Пьесы не утратили популярности и в наши дни. Актуальность проблем, яркость характеров героев делают произведения драматурга интересными, поучительными, порой комичными для современного зрителя. С этим утверждением, я думаю, вы согласитесь, посмотрев яркий, красочный, комичный Видеоролик, в котором собраны лучшие фрагменты из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н.Островского («За чем пойдешь, то и найдешь»).
Ведущий 2: В ту пору, когда А.Н.Островский начинал свою деятельность, в российском театре наблюдалось засилье водевилей и мелодрам. Содержание их было пустым и незатейливым, о чем говорят сами названия:
- «Муж в дверь, жена в Тверь»
- «Комедия о войне Федосьи Сидоровны с китайцами»
- «Школьный учитель, или Дураков учить – мертвых лечить»….
По поводу подобных пьес Виссарион Григорьевич Белинский говорил тогда: «Оригинальный вздор! Чепуха!» А Николай Васильевич Гоголь писал: «Где же наша жизнь? Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!»
Ведущий 1: На эти требования ответил Александр Николаевич Островский - новатор-драматург. С приходом в его театр на сцене появились другие пьесы. Какие? Посмотрим на их названия на афишах:
- «Не так живи, как хочется»
- «Не в свои сани не садись»
- «Бедность не порок»
- « Старый друг лучше новых двух».
Так и хочется сказать: «Ты послушай пословицы - добрые, хитрые, умные….»
Ведущий 2: Пьесы А.Н.Островского были тесно связаны с жизнью, актуально –злободневны по тематике, показывали характеры и нравы тогдашнего общества. Так комедия «На всякого мудреца довольно простоты» рассказывает о том, как умный, образованный молодой человек решает пробиться в высшее общество и сделать карьеру. Но бедность и безродность не позволяют ему добиться желаемого. И тогда герой использует более действенные, как он считает, средства: месть, волокитство, женитьба «на богатой». Разоблачая ложный путь, которым идет герой, автор прежде всего осуждает невежественность, глупость того общества, в которое так стремится главный герой Глумов. Итак, смотрим сцену из спектакля МХАТа пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»).
Ведущий 2: Роль Глумова, как вы успели заметить, играет небезызвестный вам всем – Сергей Безруков.
Ведущий 3: В нашей литературной гостиной присутствуют известный критик Николай Александрович Добролюбов и герой драмы «Гроза» изобретатель-самоучка Кулигин.
- Николай Александрович, что Вы можете сказать о творчестве Островского-драматурга?
Добролюбов: Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. После каждой его пьесы хочется взглянуть на себя и вокруг себя. Тому пример – драма «Гроза», которая занимает, бесспорно, центральное место в творчестве драматурга.
Ведущий 3: Мы знаем, что о пьесе «Гроза» Вы написали критическую статью, которая называется «Темное царство».
Добролюбов: Да…«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. В ней ярко представлена жизнь Диких и Кабановых, мир тиранов и самодуров, мир затаенной скорби и тупой, ноющей боли. «Темное царство» - вот самое меткое определение этой жизни. (Катерина –монолог).
Ведущий 3: Что Вы можете сказать о характере главной героини драмы?
Добролюбов: Единственный «луч света» в этой тьме, бесспорно Катерина. Это цельный характер, глубокий, способный идти до конца. Она пошла против самодурства, вооруженная силой своего чувства. Пусть ее протест стихийный, но он более значительный, так как вырывается из груди «существа слабого», зависимого в семье. И это все говорит о шаткости самодурства.
Ведущий 3: Как бы Вы охарактеризовали атмосферу, окружающую Катерину?
Добролюбов: Лучше меня об этом Вам расскажет Кулигин.
Кулигин: Жестокие, сударь, нравы в нашем городе... ( Читает монолог Кулигина). Да чего тут говорить, смотрите сами… (Видео. Сцена из «Грозы»)
Ведущий 4: Хватит о грустном…. Давайте теперь поговорим о совсем необычной пьесе драматурга – «весенней сказке», как назвал ее автор. Это сказка «Снегурочка»! Она построена на фольклорном и этнографическом материале. Используя самые разнообразные формы устного народного творчества, автор воспевает высшую ценность человеческой жизни – любовь….. А сейчас смотрим! (Видео. Сцена из к\фильма «Снегурочка»)
Ведущий 4: Ваши эмоции и впечатления о просмотренном эпизоде из «весенней сказки? С этим персонажем – Снегурочкой, я думаю, вы знакомы по русским народным сказкам. Снегурочка - внучка Деда Мороза. В сказке у Островского она немного другая. Отец Мороз из одноименной сказки утверждал, что Снегурочка обладает «холодным сердцем», но, попав к людям, в Берендеево царство, она пришла к великому открытию: все, что есть на свете дорогого, живет в одном лишь слове – это слово Любовь!
Ведущий 3: Не потому обречена Снегурочка, что она обязательно должна погибнуть под лучами жаркого солнца, только горячая любовь может погубить ее. Любовь для Снегурочки – это высшая человеческая ценность, к которой она стремится безоглядно. Это та любовь, которую в старину называли испепеляющей и которая на самом деле испепелила, сожгла Снегурочку.
Ведущий 4: А это еще одна представительница творчества А.Н.Островского, ждущая любовь и испытывающая страстное желание быть любимой. Это героиня пьесы «Бесприданница» - Лариса Огудалова. Ее чувства к Паратову сильные, яркие, настоящие, но в мире, где денежные интересы стоят выше духовных, где деньги дают власть одним людям над другими, позволяют уничтожать и оскорблять человеческое достоинство, в таком мире судьба героини становится трагической. Смотрим Видео. Сцена из к\фильма «Жестокий романс» - «Я словно бабочка к огню…»)
Ведущий 2: В нашей гостиной – музыкальный критик, музыковед.
- Мы знаем, что произведения Островского находили отклик не только у читателей и зрителей, но и музыкантов и композиторов. Скажите, какие композиторы, музыканты обращались к произведениям драматурга?
Музыковед: На основе произведений Островского создавались многие музыкальные произведения.
- Например, Петр Ильич Чайковский написал музыку к опере «Снегурочка».
- Композитор Александр Николаевич Серов создал оперу «Вражья сила» на сюжет драмы «Не живи, как хочется». Одна из самых колоритных страницы русской музыки. "Масленичное гулянье" из "Вражьей силы" считается предтечей "Петрушки" Стравинского. В этой сцене приняли участие: Иван Петров (Ерёмка), Иван Бурлак (Пётр) и другие солисты Большого театра. Дирижёр - Кирилл Кондрашин. Сцена была записана в 1947 году, в год премьеры оперы в "Большом театре". Предлагаем вашему вниманью Видео. "Масленичное гулянье" из "Вражьей силы".
- Композитор Римский- Корсаков не раз обращался к творчеству А.Н.Островскогого. «Снегурочка», весенняя сказка была написана им в 1880 году. В четырех действиях, с прологом. Либретто композитора по А. Н Островскому. Первая постановка 29 января 1882 года в Мариинском театре под управлением Э. Ф. Направника.
- Среди современных композиторов можно выделить Андрея Петрова, который написал музыку к фильму «Жестокий романс» по пьесе «Бесприданница, режиссером которого стал Никита Михалков (кстати, роль Паратова в фильме тоже исполнил он).
Сегодня один из романсов из этого фильма уже прозвучал и я предлагаю вашему вниманию еще один (Видео. Романс из к\фильма «Жестокий романс» - « Под лаской плюшевого пледа… ). Роль Ларисы играет актриса Лариса Гузеева, а исполняет песню известная певица из цыганского театра «Ромен»- Валентина Пономарева.
Ведущий 1: Островский и театр…
Это особая страница в жизни и творчестве писателя-драматурга. Вся его жизнь тесно связана с театром. «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или мечтами, но у всякого есть какая-нибудь задача. Моя задача – служить людям, русскому драматическому театру», - говорил Островский. Среди актеров того времени любимыми были такие теперь уже великие актрисы, как Ольга Садовская, Любовь Косицкая, Полина Стрепетова.
Ведущий 2: Тесное сотрудничество, полное взаимопонимание всегда ценил драматург в своих отношениях с актерами, театром. Неудивительно, что у Островского есть пьесы, посвященные его жизни, его проблемам, его героям. Среди произведений о театре наиболее известны пьесы «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». Сейчас мы с вами посмотрим незатейливую сцену из пьесы «Таланты и поклонники», а именно,- это будет исполнение номера героини этой пьесы – артистки легкого жанра - Смельской. Обратите внимание на публику, их реакцию на выступление любимой и обожаемой ими певицы, которой они явно покровительствуют и она этим пользуется. А публика – купцы, торговые и обеспеченные люди, позволяющие себе все и вся… Итак, смотрим… (Видео. Сцена из спектакля «Таланты и поклонники». Песенка Смельской).
Ведущий 1: Вот на этой веселой ноте хочется закончить нашу встречу в литературной гостиной и закончить словами опять же из пьесы «Таланты и поклонники»: «Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами – с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой – он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться». Эти строки, прежде всего, относятся к великому драматургу – А.Н. Островскому.
Учитель: Наша встреча в литературной гостиной завершилась. Сегодня мы вместе с вами пролистали страницы пьес А.Н.Островского и, несомненно, получили урок мудрости, доброты и душевной чистоты, прикоснулись к бессмертным твореньям великого драматурга…
За свою почти сорокалетнюю жизнь в искусстве А. Н. Островский встречался со многими людьми. Среди них писатели - Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Герцен, Тургенев, Добролюбов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Писемский... Композиторы - Чайковский, Ипполитов-Иванов, Серов... Длинная вереница актеров от великого Щепкина и Прова Садовского до безвестного провинциального актера на вторые и третьи роли... Были и друзья среди них, были и идейные противники, были и просто недоброхоты. И каждый оставил свой след в жизни великого драматурга, и сам Александр Николаевич в жизни каждого из них прошел заметным, а то и замечательным явлением. Он был человеком огромного ума, таланта и обаяния...
Давайте скажем «Спасибо!» ребятам. Они готовились, переживали и очень старались.
|